Рецензия на книгу «Уродина»
Очередная трилогия про очередных подростков в постапокалиптическом мире, которые борются с системой, а еще больше с самими собой.
Это – третья трилогия после Голодных игр и Бегущего в лабиринте.
Она начала тяжело читаться – перевод несколько странен и до конца ко всяким Уродвиллям глаз привыкнуть не собрался, плюс восприятие мира подростком (на этом месте я все же рукоплещу Автору – взрослому мужику передать девочковую психологию настолько правдоподобно, вплоть до жвачковых мелочей – это талант, да) было как-то сильно специфично и тяжело.
Сюжет тоже не предвещал особых выплеском: мир, в котором ты живешь до 16 лет «уродом» (но детство при этом проводишь с родителями – «красавцами», лишь после твоих teens тебя отправляют в специальный интернат для уродов, ждущих своего часа), затем тебе делают операцию красоты и ты становишься эталонным красавцем. Плюс операции – в мире нет зависти, потому что все и вся красиво, нет войн и прочих напастей. Все счастливы. Но, как водится не все в мире хотят быть красивыми, потому что побочка операция таки есть. И вокруг этого несогласия строится сюжет: подростки бунтуют, существует оппозиция процессам окрасивливания, которая подростков поощряет, существуют иные видения ситуации вокруг темы «мир во всем мире». Вопщем, все непросто.
Бегающие туда-сюда слоники меня привлекли мало, равно как и традиционные любовные треугольники, но вот то, что было внутри процесса окрасивливания, как и система, построенная на этой операции – это интересно, очень.
Тебе делают операцию – ты глупеешь. Ты глупеешь для того себя, кем был до операции. Из точки «операция уже сделана» все выглядит вполне нормальным. Получается, что человек, живущий до операции имеет свои страхи-метания-мечты-стремления, человек после операции их уже не имеет, а к своему прошлому относится как к детским игрушкам и всяким глупостям. Меняется точка сборки, меняется ракурс – человека не остается: его внешняя оболочка прооперирована, его мозг получил травму. И вот то, что есть бесконечно прекрасным в этой книге, и чего не было ни в Играх (там была цельная героиня в своем развитии), ни в Бегущем (там отвергалось прошлое и был разрыв в ипостасях) – это поиск под всеми травмами и ватой в голове себя. Кто-то может вернуть себя механически или лекарственно, но кому-то удается пренебречь травмой и почувствовать связь с самим собой без допингов – отделив «это – мое» от «это – не мое».
И то, как Автору удалось показать состояния изменения сознания, особенно в третьей части, когда внутри человека провоцируется не просто синдром глупенького красавчика с присущими ему жаждой потребительства, но состояние «ты – лучший» - это заслуживает внимания. Раскачанный до невероятных пределов синдром «я-суперчеловек, а остальные – тля», при внешней обоснованности этого синдрома (ну, да, действительно – суперчеловек) и борьба в сознании с этой превосходной степенью – это великолепно.
Собственно, за это я аплодирую Автору.