Рецензия на книгу «Бог Мелочей»
Бог Мелочей. Бог Утраты.
Странно: при прочтении отдаёт Маркесом, хотя, если задуматься, не находишь ничего похожего (разве что то, что в отличии от "Сто лет одиночества" здесь я таки путалась в незнакомых и непривычных моему глазу именах); то не можешь оторваться от книги, не выпуская её из рук, то зеваешь т откладываешь в сторону; то думаешь, что если бы не флэшмоб, то давно бы закрыла "Бог Мелочей" и начала читать... хм, ну, Набокова, например; а то думаешь, что слава богу, что тебе посоветовали эту книгу и что ты познакомился с ней.
У произведения Рой были все шансы не понравиться мне - прежде всего сама Индия, чей "таинственностью" и "загадочностью" я никогда не была покорена, скачущий сюжет вне логики времени, герои - все до одного не симпатичные, не проникающие внутрь, тема социального неравенства, язык - который порой отдавал хоть и хорошим, но всё же графоманством - под стать сюжету скачущий и неровный. Однако что-то - что-то большее, чем можно описать и разобрать по пунктам - заставило меня лихорадочно дочитывать книгу, шептать вместе с автором чувственные правильные пронзительные строчки, и грустить.
Это не история, а её лоскутки, обрывки, бумажки на ветру, из которых складывается жизнь; нет, здесь речь не о бедной Индии, не о несчастных людях с тёмным цветом кожи, не о тех, кто неприкасаем и прикасаем - здесь речь идёт о жизни, о такой, какой она может быть - со злобой, завистью, интригами, одиночеством и несчастьем, злой и беспощадной к мольбам; о жизни, которая не поддаётся анализу, разбиению на слова и слоги. Описанной через столь далёких, непохожих людей, но при этом - такой близкой.
И что-то заставляет закусывать губы и отводить глаза с чувством стыда.