Рецензия на книгу «Утонченный мертвец»
«Можно ли превратить всю свою жизнь в произведение искусства, стереть грань между реальным и неральным, произведением и творцом?» О. Уайльд.
Ничего нового не будет – всё уже было. А «Утонченный мертвец» рассказывает о времени, когда люди ещё верили в силу человеческого духа, мысли и воображения. Когда все дороги были открыты и неизведанны. Прекрасная эпоха
Это - роман в романе. «Изысканный труп» (который переводят как «Утончённый мертвец», дабы не смущать госпожу Брайт и её поклонников, видимо) - сам роман, который пишет Каспар, представляет собой своеобразное послание, письмо в виде книги, отправленное потерянной возлюбленной. Все остальные попытки разыскать исчезнувшую любимую завершились ничем - разве что привели Каспара в палату сумасшедшего дома.
Он странный и живёт в своём странном мире ==>Он странный и живёт в своём странном мире. В этом странном мире нет запретных тем и неловких обстоятельств. Есть только жажда непрестанно раздвигать границы своего восприятия силой воображения. Большая часть этого мира - внутри Каспара, как и внутри каждого. Прекрасный мир иллюзий, делающий жизнь ярче и... больнее, фактически, заменяющей её, подменяющий. Иллюзия жизни, иллюзия любви. Иллюзия всемогущества, оптическая иллюзия; изображение, создающее иллюзию реальности - «гипнагогические» видения, вызванные, порожденные сном. Но бедный Каспар не спит (я позже поясню, почему я назвал его так).
Но главный герой романа нет, не Каспар - сюрреализм.
Потерянная нынче атмосфера общности людей, объединённой одной идеей, целью, жаждой. При прочтении у довольно многих, должно быть, возникает щемящее чувство - ностальгия по неслучившемуся, которое с тобой никогда не случится. В книге речь идёт о вымышленной творческой группе сюрреалистов – «Серапионовы братья». Эти невероятные творцы нового мира жили в процессе бесконечного чуда каждый день.
Стоит сказать, что книга начинается с сумасшедшей игры: Каспар идёт по улице с завязанными глазами, изображая слепого, а его друг поддерживает за локоть и рассказывает, что твориться вокруг. Естественно выдумывая разные небылицы про мраморные залы и роскошные бордели. Такое странное упражнение было призвано развить воображение.
Но, я подробнее остановлюсь всё же на самом Каспаре. Итак, бедный Каспар, художник - сюрреалист. Он самый изысканный труп из всех изысканных трупов, созданных своим неуправляемым воображением, будучи уверенным, что он им управляет. Свобода воображения пьянит и создаёт ещё одну иллюзию - иллюзию богатства жизни, насыщенности и яркости её. Эта жизнь так привлекательна, что вне её, обычной человеческой, жить Каспар не умеет.
Он прежде всего, художник, а какой художник без страданий? И он придумал себе Великую Любовь всей своей жизни, глодавшей его безнадёжными поисками и душевными страданиями. Милая простушка Кэролайн была обожествлена, желанна, мучительно недосягаемо желанна, страстно и безнадёжно любима. И всё лишь одной могучей силой воображения! Была ли она? Может быть это, и вправду, «фантом, сотканный из тоски и неутоленных желаний». Я не буду здесь описывать свои ощущения и впечатления именно от любовной линии (которая оказалась весьма коварной и с неожиаданной концовкой), ибо, как ни крути, сюрреализм сюрреализмом, а книга, как оказалось, о любви, хоть и всего-лишь выдуманной, на мой взгляд.
Он, сам как ребёнок, который ждёт чуда, живёт этим чудом. Но это чудо не радостное и не светлое, оно - невысказанно тоскливое, растерянное и обаятельное. Большой ребёнок, обладающий удивительной способностью видеть это чудо даже в сумасшествии и откружающих смертях. Питер Пен, никогда не взрослеющий и заблудившийся в себе, сильный и очаровательный в своей этой умопомрачительной выдуманной картине сюрреалистичной жизни. Он, я бы сказал, блаженнный и именно этим силён, обычный обыватель давно бы съехал с катушек. Каспар же в сумасшедшем доме чувствовал себя почти замечательно. Да, попал он в сумасшедший дом из-за любви же. Дело в том, что он решил обучиться гипнозу, чтобы хотя бы так удержать ускользающую Кэролайн. С талантливейшей одержимостью он шлифовал свои навыки. А, всё, что делал Каспар, он делал наотмашь, до глубин и дна, если находил это самое дно.
Удивительно атмосферная книга, наполненная многоуровневыми образами и разветвлёнными сюжетными линиями, но положительно не теряющая общей нити повествования, стерженя. Изящные описания, но не переполненные излишней вычурной утончённостью, разбавлены местами совершенно просторечными, грубыми и сленговыми словами, что только придало дополнительного очарования. Трагизм, красота и тонкая язвительная сатира. Написано настолько искренно, что невозможно поверить, что это всё - вымысел.
И заметьте, действие происходит задолго до героиновых сказок Берроуза и кокаинового трэша Уэлша. Максимум отношений сюрреалистов с веществами – выпивка и изредка опий. Просто эти люди обладали зашкаливающим уровнем внутренней свободы. Той свободы, которой мы теперь все присытились и тем самым обеднели.