Рецензия на книгу «Делириум»

Очередная антиутопия про бегающих подростков.
Мне нравится идея игр с реальностью, при которой автор берет и искусственно изымает некую составляющую - например физическое несовершенство ("Уродина" Вестерфельда) или вот любовь, как в случае с Оливер, противопоставляет подростка (мозг гибкий и среднезашоренный) Системе, непременно организовывает любовный треугольник и отправляет своего ГГ в путь. Варианты развития событий разные, но составляющие одни и те же: Система, которая тем или иным способом стремиться к сверхконтролю и подчинению, Оппозиция, которая по тем или иным причинам, вышла из-под контроля и подчинения системы, и ГГ между ними.
Трилогия Оливер полностью вписывается в параметры и слоники бегают ровными рядами, правильно страдая и проходя весь цикл (ура Системе, хочу быть как все - Система врет и есть варианты - побег из Системы - поиск вариантов - возвращение в Систему - слоники бегают до бесконечности, пока у Автора хватает здоровья их мотать по лесам и полям, и пока Автору не явилось просветление чем всю эту бодягу закончить). Собственно, просветление - это та вишенка на тортике, которая меня и интересует.
Начинка внутри торта - некая политико-идеологическая составляющая процесса с разной степени адекватности обоснуем. В случае с «Делириумом» обоснуй норовит расплыться бесформенной массой, местами неаккуратно вылезая за пределы здравого смысла – часть, которая касается социальной психологии, детской и подростковой психологии (а подразумевается, что дети в сюжете более-менее «натуральные», хоть и живут в оскопленном обществе) – вся «недо».
Сюжет прост. Антиутопия и мир после войны. Причиной всех бед и несчастий была признана любовь и прочие чувства, которые были названы болезнью и от которых предлагалось населению сначала добровольно, а потом принудительно избавляться (причем, прописанный механизм избавления от эмоций странен: негативные эмоции продолжают во многих случаях оставаться, к ним же добавляется агрессия и признаки садизма), а на процедуре избавления выстроена идеология. Есть те, кто следят за исполнением. Есть те, кто выпал из Системы: либо изначально отказавшись от операции и оставшись жить за оградой (правительство их морит, как только не), либо сбежав с подконтрольной территории (побеги чреваты, в том числе и преследованиями семьи). Девочка, которая выпадала-выпадала, да и выпала совсем, таки сбежала.
Что интересного. Автор попытался подумать на тему, каким будет мир с ограниченной эмоциональностью. Модель с ее правилами и шаблонами. Мир, в котором детей нужно и рожать, и растить. Подросткам справляться с буйством гормонов, а установленной этико-моральной концепции – быть.
Попытка получилась среднеуспешной. Мир прописался гораздо более искусственный, чем стоило бы, герои – шаблонны, а вторичность идеи (тот же "Эквилибриум" доносит идею в разы качественней) была замаскирована любовной линией.
Если выносить книгу в категорию «для подростков», она неплоха - мысли все же излагаются достаточно внятно. Но даже в сравнении с «Голодными играми» и «Уродиной» она проигрывает, ибо ГГ в обеих книгах боролась не с Системой, а с собой, побыв внутри и с той, и с другой стороны. «Делириум» построен на отрицании и побеге.
"Пандемониум"
Рецензия на книгу «Пандемониум»

Продолжение истории. Слоники продолжают бегать. Вот, вроде бы и все хорошо, жизнь в изгнании, сложности и их преодоление, вписывание себя в новую схему поведения, а потом – еще в одну, движение куда-то. Но характер героини продолжает оставаться «книжным» и сюжет строится на внешней беготне, а не на богатом внутреннем мире героя, хотя поводов для смещения акцентов – хоть отбавляй. Но все то, что касается души проходит вскользь, и потому девочка остается картонной фигуркой.
Третья часть трилогии в процессе и это - пичалька, ибо хотелось бы окучить все сразу, узнав куда же автор выведет свою историю. По стенам развешены ружья и еще есть возможность выстрелить, но по состоянию на вторую книгу, трилогия барахтается где-то в середине персонального рейтинга.
@темы: Рецензии